Для определения степени психической отсталости ребенка можно с успехом пользоваться способом, введенным и разработанным французскими психологами, психоаналитиками Binet и Simon’oM.
Узнав по опытам со значительным числом здоровых детей, в каком возрасте ребенком могут быть правильно решены известные простые, расположенные по степени трудности задачи, ученые создали масштаб, дающий возможность в годах «определить умственную отсталость ребенка», а степень отсталости выразить в разнице между действительным возрастом ребенка и обнаруженном путем эксперимента “возрастом интеллекта”. Несомненно, дело обстоит не так просто, как хотелось бы.
Прежде всего, даже здоровые дети соответствующего возраста не всегда целиком выдерживают испытание. Кто-то отстает в одном, кто-то — в другом, а кто-то забегает вперед. Это колебание в правильности решений значительно усиливается у совершенно неравномерно развитых и исковерканных личностей олигофреников, что еще увеличивает трудность отнесения их в определенную группу по интеллекту.
Следуя предложению Binet, выходят из затруднения тем, что в ступени по возрасту, из которых каждая характеризуется 5-ю испытаниями, “возраст по интеллекту” считают тот, для которого разрешено, по крайней мере, 4 задачи, причем прибавляют за каждые решенные 5 вопросов, выходящие за пределы найденного по интеллекту возраста, еще лишний год.
Второе затруднение заключается в том, что отдельные опыты, которые составляются в значительной степени произвольно, имеют, очевидно, совершенно различное значение, некоторые опыты имеют дело с естественными способностями, в то время как решение других зависит существенным образом от воспитания и обучения, основой для которых, в свою очередь, служит врожденное предрасположение.
Gолученные у детей показания не подлежат простой оценке, как верные или ложные. Скорее тут речь идет о всевозможных ступенях правильности, которые должны быть сгруппированы сравнительно произвольно. Наконец, следует иметь в виду, что отсталость “возраста по интеллекту” имеет тем большее значение, чем моложе испытуемый ребенок, так как по мере созревания личности увеличивается и без того разница в ответах. Ниже воспроизводятся испытания, предложенные Binet-mon, в последней редакции, многократно измененной другими исследователями и проводимые в рамках тестовой консультации и помощи психолога.
Ребенок должен уметь:
В 3 года:
1) Показать по требованию рот, нос, глаз.
2) Назвать свое имя.
3) Повторить два однозначных числа.
4) Повторить предложение из 6 слогов.
5) Узнавать на картинках отдельные изображенные предметы.
В 4 года:
1) Назвать показываемые знакомые предметы (нож. ключ, монета).
2) Повторить три произнесенных числа.
3) Определить свой пол.
4) Из двух линий, нарисованных одна под другой, найти более длинную.
В 5 лет:
1) Из двух картонок, одинаковых по размеру, но значительно отличающихся по весу, найти более тяжелую.
2) Повторить фразу из 10 слогов.
3) Сосчитать 4 предмета (монеты).
4) Срисовать пером и чернилами квадрат.
5) Правильно сложить разрезанный по диагонали прямоугольник.
В 6 лет:
1) Различить время до и после полудня.
2) Различить на картине красивые лица от безобразных.
3) Указать назначение обычно употребляемых предметов (вилка, стол, стул, лошадь).
4) Сосчитать 13 одинаковых монет.
5) Срисовать ромб.
В 7 лет:
1) Различать левую и правую сторону.
2) Выполнить три одновременно данных поручения (положить книгу на стол, открыть дверь, принести стул).
3) Рассказать изображенное на картине событие.
4) Сосчитать 9 разных монет.
5) Назвать четыре цвета.
В 8 лет:
1) Заметить пробелы в рисунках (отсутствие носа, глаз, рук).
2) Повторить 5 чисел.
3) Сосчитать в обратном порядке от 2о до О.
4) Определить разницу между двумя известными предметами, которых нет перед глазами (бабочка и муха, бревно и стакан, мясо и кости).
5) Указать месяц, число и год.
В 9 лет:
1) Найти родовое понятие для предметных представлений (роза и фиалка, собака и кошка).
2) Дать сдачу с какой-нибудь монеты.
3) Назвать все монеты.
4) Назвать месяцы.
5) Принимать решения в несложных жизненных положениях (что делать, если опоздал к поезду; если что-либо разбил; опоздал в школу).
В 10 лет:
1) Расположить по возрастающему весу 5 одинаковых на вид гирь разного веса.
2) Обсуждение трудных жизненных положений. (Что следует делать, если твой друг тебя по недоразумению поколотит; если ты намереваешься предпринять нечто серьезное; если тебя расспрашивают о ком-либо, кого ты мало знаешь. В какой степени гнев служит смягчающим обстоятельством для дурного поступка. Почему следует людей судить по их делам, а не по словам).
3) Три данных слова разместить в двух предложениях.
4) Рассказать по памяти содержание картин.
5) Находить противоречие в бессмысленных фразах. Как примеры приводятся: а) велосипедист разбил себе голову и умер на месте; его отвезли в больницу, опасаются, что ему там не поправиться, б) У меня три брата: Павел, Эрнст и я. в) Вчера нашли труп молодой девушки, который был разрезан на 18 частей; подозревают самоубийство, г) Вчера имела место железнодорожная катастрофа. Она не была значительна; число убитых достигает всего 48. д) Некто заявил; если я повешусь, то не в пятницу — этот день приносит несчастье.
В 11 и 12 лет:
1) Три указанных слова применить в одном предложении.
2) В течение трех минут назвать более 6о слов.
3) Разъяснить значение понятий (зависть, сострадание, справедливость).
4) Слова фразы, названные в разбивку, разместить по местам (защитила добрая господина храбро своего собака; мы каникулы на деревню поехали в; я моего учителя исправить работу просил).
5) К данной линии найти парную ей, равную по длине в ряду линий с постепенно уменьшающей разницей в длине.
Для более поздних возрастных ступеней еще не удалось установить пробы.
Опыт лучше всего производить в виде игры, чтобы завоевать доверие робких детей и по возможности приковать их внимание. Необходимо избегать отвлекающей внимание, чуждой или необыкновенной обстановки, а также присутствия посторонних лиц. При появлении признаков усталости или депрессии следует делать короткие перерывы. Экспериментатор правильно поступит, придерживаясь до щепетильности одинакового обращения, прибегая к тем же самим объяснениям и вопросам и записывая не только ответы детей, но тщательно отмечая и поведение детей в целом.
Только при соблюдении указанных предосторожностей опыты могут быть сравнимы друг с другом. В этом случае, они ему дадут не только ценные указания о степени недоразвития и о возможности обучения, но дадут возможность иметь суждение о подходящей к данному случай форме воспитания (школа, вспомогательная школа, обучение в одиночку, обучение в больничном учреждении), об избрании профессии, пригодности к военной службе, а иногда и о дееспособности и ответственности.
Источник www.psysatus.ru – консультация психолога.